Как показывает практика, в большинстве случаев причиной недовольства автоматизацией является способ внедрения системы бюджетирования «от программного продукта». Внедренная таким образом система часто не учитывает реальные потребности компании и не способна помочь решению поставленных перед ней задач.
Бюджетирование – система, обеспечивающая достижение стратегических целей предприятия с помощью составления бюджетов и контроля их исполнения. Наличие системы бюджетного управления – одна из характеристик, по которой можно судить об уровне развития компании.
Часто под выражением «автоматизация бюджетирования» понимают некую специальную программу, способную собрать воедино все бюджеты и синхронизировать их так, чтобы на выходе получался готовый план-фактный анализ (периодическое сопоставление запланированных в бюджете показателей с фактическими, оценка и анализ выявленных отклонений - прим. редакции). Фактически внедрение автоматизированной системы бюджетирования - очень трудоёмкий процесс, требующий командной работы руководителей подразделений и линейных менеджеров. На полный переход к автоматизации процесса бюджетирования может уйти от трёх месяцев до года.
Какие задачи решает система бюджетирования?
Каким предприятиям реально нужна автоматизация бюджетирования?
Предприятия, как правило, ошибочно принимают решения по автоматизации «несуществующего» бюджетирования на основании таких доводов, как "так сейчас поступают многие" или "конкуренты уже используют", "аудиторы посоветовали" или "порекомендовали друзья".
Многие компании уже автоматизировали бюджетирование, но остались недовольны. Как показывает практика, в большинстве случаев причиной недовольства автоматизацией является способ внедрения системы бюджетирования «от программного продукта». Внедренная таким образом система часто не учитывает реальные потребности компании и не способна помочь решению поставленных перед ней задач.
Кроме того, наиболее частыми причинами отсутствия положительного эффекта от системы являются:
Для того, чтобы не допустить подобные ошибки, необходимо действовать по шагам:
Шаг первый: Исходя из стратегических целей и текущего состояния предприятия, разработать бюджетную модель и регламент бюджетного процесса «на бумаге». Необходимо отметить, что наиболее эффективными являются системы бюджетирования, разработанные в тесном сотрудничестве привлеченных консультантов с сотрудниками предприятия-заказчика, поэтому руководство должно обеспечить максимальную вовлеченность персонала в этот проект.
Шаг второй: Сформировать критерии для выбора программного продукта. Произвести сравнительный анализ программных продуктов, представленных зарубежными и отечественными производителями.
Шаг третий: Выбрать и приобрести программный продукт, обратившись к специалистам-консультантам, которые помогут подобрать оптимальный вариант программного обеспечения.
И четвертый, последний, шаг: Выбрать компанию, имеющую опыт комплексной автоматизации предприятий, и заключить договор. Оптимальным решением будет доверить автоматизацию компании, консультанты которой ранее занималась разработкой модели и регламента бюджетирования для Вашего предприятия.
Наиболее распространённые программные продукты, используемые в качестве основы для построения автоматизированной системы: 1С:Предприятие 8 Управление производственным предприятием для Казахстана, 1С:Консолидация 8 ПРОФ, 1С-Рейтинг:Комплексное управление финансами и бюджетирование для Казахстана, OracleFinancialAnalyzer, Инталев:Корпоративные финансы, Инталев:Бюджетное управление. Выбор зависит от поставленных задач и возможностей компании. Стоимость внедрения для разных систем колеблется от 5 000 долларов до 100 000 долларов. При выборе программного продукта рекомендуется особое внимание уделять следующим критериям:
Таким образом, готовясь к созданию и автоматизации системы бюджетирования, мы рекомендуем читать статьи в деловых изданиях и отзывы компаний, которые делятся своим опытом об успешно пройденном внедрении. Напоминаем, что программный продукт - это всего лишь инструмент, который помогает продуманной, грамотно разработанной системе бюджетирования функционировать.
Максим Падерин, Директор по консалтингу ТОО «Universal Business Consulting»
Статья размещена в журнале "Совет директоров", №12 (66) Декабрь 2011
Официальный партнер 1С |
|
|
1С:Франчайзи |
|
|
Партнер
|
|
|
Сертификат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|