Для начала немного о мифах. Очень часто в своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с утверждением, что финансовое планирование – привилегия крупных компаний. В качестве аргумента мне говорят об отсутствии у малых компаний возможности содержать в штате специалиста для формирования и отслеживания планов, о высокой стоимости внедрения и сопровождения системы планирования, о загруженности сотрудников повседневной работой и невозможности их полноценного участия в плановой работе. С этим можно согласиться, если речь идет о развитой, детализированной системе бюджетного управления, предназначенной для регулирования сложных финансовых потоков, с большим количеством участников, огромными отчетами и многостраничными расшифровками к ним. Однако для малого и среднего бизнеса использование таких сложных систем нецелесообразно и обременительно.
При этом любой предприниматель, независимо от масштабов бизнеса, использует в своей деятельности элементы финансового планирования, пытаясь прогнозировать и отслеживать основные денежные потоки компании: поступление денег от покупателей, оплату поставщикам, выплату заработной платы, налоговые платежи. Для построения простого, но эффективного инструмента управления достаточно сделать несколько простых операций, объединив эти элементы в общую систему.
Существует множество книг, описывающих методики построения систем финансового планирования, но большая часть из них рассчитана на специалистов в области финансового менеджмента и написана достаточно сложным языком. Для построения системы начального уровня, позволяющей контролировать доходы, расходы и, как следствие, прибыльность компании, можно воспользоваться следующим планом действий:
1. Определите список наиболее крупных статей расходов и доходов, которые вы хотели бы отслеживать, пусть их будет не более десятка. Расходы и доходы, не вошедшие в основной список, объедините в статьи «Прочие расходы» и «Прочие доходы».
2. Определите периодичность и горизонт планирования. Под периодичностью планирования понимается частота, с которой вы хотели бы сверять плановые цифры с фактическими, под горизонтом – на какой период вы хотите составить план. Для построения первого плана подойдет периодичность месяц с горизонтом планирования от квартала до года.
3. Соберите информацию для планирования. Чаще всего за основу берутся условия текущих и потенциальных контрактов, а также данные о доходах и расходах за предыдущий период. При сборе информации за предыдущий период необходимо учесть выбранный горизонт планирования.
4. Сформируйте первый план, используя ранее собранную информацию, с учетом ваших целей на плановый период. Примером таких целей может быть, например, увеличение валового дохода компании на 12% процентов по итогам года с ежемесячным ростом на 1%.
5. После формирования плана отслеживайте его исполнение в соответствии с выбранной вами периодичностью. Будьте готовы к тому, что первоначальный план будет достаточно часто корректироваться в связи с изменением ситуации в бизнесе или с неточностью первых плановых цифр. При корректировке плана учитывайте, что изменение доходной части плана влечет за собой изменение расходной части и наоборот.
Построение такого упрощенного финансового плана может потребовать от одного до трех дней, ежемесячный контроль и коррекция - от двух до шести часов, в качестве первого инструмента автоматизации может использоваться таблица Excel. При этих незначительных трудовых и финансовых затратах вы сможете улучшить эффективность использования ресурсов компании, повысить финансовую дисциплину, предотвратить возникновение кассовых разрывов, своевременно принять меры для достижения ваших целей.
В дальнейшем вы можете развивать существующую систему, детализируя контролируемые статьи, включая новые отчеты в используемую систему и увеличивая горизонт. В повышении эффективности системы и уменьшении трудозатрат на ее поддержку вам поможет линейка программных продуктов «1С», позволяющих автоматизировать формирование и отслеживание вашего финансового плана: «1С-Рейтинг: Комплексное управление финансами и бюджетирование для Казахстана», «1С-Рейтинг: Бюджетирование предприятия», «1С:Управление небольшой фирмой для Казахстана» и «1С:Консолидация».
Надеюсь, что моя статья поможет вам сделать первый шаг на пути к построению полноценной системы бюджетного управления. Буду рад ответить на ваши вопросы – адрес моей электронной почты указан в подписи к статье.
Падерин Максим,
Директор по консалтингу,
ТОО "Universal Business Consulting",
Статья размещена в журнале "Бюллетень бухгалтера", №33 Август 2013
Официальный партнер 1С |
|
|
1С:Франчайзи |
|
|
Партнер
|
|
|
Сертификат
|
|
|
|
|
|
|
|